ОСТАВЬТЕ свой КОММЕНТАРИЙ о БИЗНЕС-ПЛАН В СФЕРЕ УСЛУГ - о БИЗНЕС-ПЛАНЕ
БИЗНЕС-ПЛАН В СФЕРЕ УСЛУГ - о БИЗНЕС-ПЛАНЕ
При подготовке бизнес-плана в сфере услуг необходимо принимать во
внимание, что данное исследование имеет существенные отличия от
бизнес-плана организации производства, что связано с наличием у услуг
ряда отличительных признаков. Наиболее важными отличиями услуги от
товара являются такие характеристики услуги, как неосязаемость,
невозможность проверить качество предоставляемой услуги, не потребив
ее, непостоянство качества предоставления одной и той же услуги,
неотделимость услуги от исполнителя. Все перечисленные характеристики
услуги обуславливают тот факт, что ключевую роль в бизнесе,
ориентированном на предоставлении каких-либо услуг, играет человеческий
фактор, что нужно учитывать при составлении бизнес-плана. Сфера услуг довольно разнообразна. Основными видами услуг в
настоящее время являются услуги бытового обслуживания, деловые,
транспортные услуги, услуги связи. Разработка бизнес-плана в сфере
услуг должна начинаться с изучения рынка той услуги, которую
планируется оказывать. На данном этапе подготовки бизнес-плана
рассматриваются основные характеристики спроса и предложения,
определяются основные тенденции, присущие рынку, а также прогнозируются
возможные пути дальнейшего развития интересующего рынка. Информация,
полученная на этом этапе, необходима для оценки будущих доходов по
проекту.
Следующим этапом составления бизнес-плана в сфере услуг является
разработка маркетинговой кампании. При этом нужно принимать во
внимание, что не все маркетинговые приемы, которые широко используются
в сфере материальных товаров, применимы в сфере услуг. Маркетинговая
стратегия для предприятия сферы услуг состоит, как правило, из трех
элементов: внешний маркетинг, внутренний маркетинг и маркетинг
отношений. Внешний маркетинг предусматривает проведение мероприятий,
направленных на выработку лояльности потенциальных клиентов к компании
в целом. Целью внутреннего маркетинга является обеспечение оптимального
уровня лояльности сотрудников компании к организации, в которой они
работают. Маркетинг отношений создается непосредственно сотрудником
компании, работающим с клиентом, поэтому данный вид маркетинга особенно
важен для компаний, осуществляющих свою деятельность в сфере услуг.
Учитывая, что человеческий фактор играет решающую роль в компаниях
сферы услуг, при составлении бизнес-плана нужно предусмотреть расходы
на проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации
персонала компании. Также в процессе подготовки бизнес-плана в сфере
услуг необходимо разработать систему мотивации персонала.
Бизнес-план в сфере услуг должен содержать расчет величины
инвестиционных расходов. К данным расходам относятся затраты, которые
необходимо осуществить для начала деятельности проектируемого
предприятия. При этом помимо расходов на приобретение мебели и
требуемого оборудования следует предусмотреть расходы на привлечение и
подбор квалифицированного персонала.
Отличительной характеристикой бизнес-плана в сфере услуг является
довольно низкий уровень инвестиционных расходов, а также высокая доля
расходов на оплату труда в общем объеме текущих затрат. Данный факт
необходимо учитывать при составлении бизнес-плана.
Бизнес-план в сфере услуг должен включать в себя также описание
организационной структуры создаваемого предприятия. Необходимо
представить штатное расписание с указанием основных должностных
обязанностей и количества штатных единиц для каждой должности. Кроме
того, нужно оценить уровень заработной платы для каждой должности и
рассчитать совокупные расходы на оплату труда с учетом всех
дополнительных выплат.
Одной из составляющих бизнес-плана рекламного агентства является оценка
величины текущих расходов, которые включают арендную плату, выплаты
подрядчикам и прочим сторонним организациям, с которыми создаваемая
организация будет сотрудничать.
Важной составляющей любого бизнес-плана является
финансово-экономическая оценка проекта, которая подразумевает расчет
основных показателей, позволяющих оценить экономическую эффективность
вложения денежных средств в создание предприятия, работающего в сфере
услуг: срок окупаемости проекта, оценка величины заемных средств (в том
случае, если для финансирования проекта недостаточно собственных
средств инициатора проекта), чистая приведенная стоимость, внутренняя
норма рентабельности и т.д.
|